Герб Беларуси   флаг Беларуси
Центр системного анализа и стратегических исследований НАН Беларуси
Логотип НАН Беларуси
Национальная академия наук Беларуси
 
 
 

О деятельности и основных приоритетах развития
ГНУ "Центр системного анализа и стратегических исследований НАН Беларуси"

Анализ и стратегия — в центре внимания 

Основной целью деятельности Центра системного анализа и стратегических исследований Национальной академии наук Беларуси является научное обеспечение экономического, социального и государственно-правового развития нашей страны. О том, как оно осуществляется, рассказывает исполняющий обязанности директора учреждения кандидат экономических наук, доцент Сергей ДЕДКОВ.

— Сергей Маратович, какие направления деятельности охватывает работа вашей организации?

— Их можно обозначить тремя большими блоками: научные исследования по актуальным теоретическим проблемам, научно-аналитическое и информационное обеспечение деятельности Президиума НАН Беларуси, а также подготовка рекомендаций по совершенствованию форм и методов государственного управления социально-экономическими процессами в стране. Проводятся научные исследования в области макро- и микроэкономики, науковедения, теории и практики организации инновационной деятельности. Значительный сегмент занимают правовые исследования. Они включают мониторинг национального и зарубежного законодательства в научной, научно-технической и инновационной сфере. Подготовлены предложения в проекты Закона Республики Беларусь «Об инновационной деятельности», Указа главы государства «О правах на результаты научно-технической деятельности, созданные за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов» и ряда других документов. В рамках научного сопровождения работы Парка высоких технологий обоснованы направления оптимизации нормативных правовых документов, регулирующих его деятельность.

Наши исследования не ограничиваются рамками отдельных научных направлений, многие из них имеют межотраслевой, синергетический характер. Например, более трех лет при центре работала междисциплинарная группа ученых — экономистов, социологов, лингвистов. В результате реализации их проекта «Высокие технологии» создана оригинальная методика оценки творческого потенциала и уровня компетенции сотрудников научных организаций в сфере инновационной деятельности. На основании обследования шести академических учреждений были предложены новые принципы формирования их, если можно так выразиться, «научно-инновационного профиля». Актуальность и перспективность такого междисциплинарного альянса четко прослеживается в деятельности аналогичных центров на постсоветском пространстве. Их создание — насущная необходимость, обусловленная системными проблемами современности.

За пятилетнюю историю существования, безусловно, накоплен определенный багаж…

— Это результаты научных исследований по таким актуальным проблемам, как анализ макроэкономической политики государства; новые подходы к становлению инновационной деятельности в стране. Прорабатываются вопросы технологической, экономической и информационной безопасности, оценки современного состояния и перспектив роста научно-технического потенциала Беларуси. В настоящее время проводится изучение влияния инструментов макроэкономического регулирования на инновационную активность предприятий и повышение конкурентоспособности отечественной экономики, разрабатываются теоретико-методологические основы развития таможенной системы.

Более прикладные задачи решаются в рамках создания системы мониторинга инновационной деятельности Академии наук и механизмов усиления ее эффективности. Важное значение при этом мы придаем применению современных технологий в практике планирования и управления научным и инновационным процессом. Для этого формируется модель информационно-аналитической системы сбора и анализа информации для планирования, мониторинга выполнения и исследования результатов внедрения в народное хозяйство страны научно-исследовательских и инновационных программ НАН Беларуси. Создан прототип информационной системы мониторинга ГНТП.

— Как реализуется стратегическая составляющая вашей работы?

— При активном участии центра был разработан проект Концепции развития науки в Республике Беларусь на период до 2015 г., которая была одобрена Общим собранием НАН Беларуси в феврале 2005-го. В настоящее время мониторинг социально-экономической и научно-инновационной деятельности академии ведется в соответствии с Программой социально-экономического и научно-инновационного развития НАН Беларуси на 2006—2010 гг., которая в конечной ее редакции тоже была сформирована в нашем центре.

В прошлом году совместно с Академэкспортинвестом мы подготовили проект стратегии повышения эффективности реализации экспортного потенциала академических учреждений. Для руководящих работников и специалистов разработаны «Методические рекомендации по проведению маркетинговой работы и продвижению разработок организаций НАН Беларуси на внутренний и внешний рынок». Они содержат краткий обзор особенностей функционирования рынка научно-технической продукции, а также, что, на мой взгляд, очень важно, рекомендации по составлению договоров на выполнение и передачу результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, формы лицензионных и других договоров на передачу ноу-хау, других объектов интеллектуальной собственности.

Следует отметить, что сотрудники центра довольно активно публикуются. На их счету более 170 научных работ — монографии, сборники, научные и научно-популярные статьи. Среди них такие монографии, как «Источники и перспективы устойчивого экономического роста Беларуси», «Экономическая наука Беларуси: Аннотированный указатель докторских и кандидатских диссертаций по экономическим специальностям (1994—2004 гг.)», «Наука Беларуси на современном этапе: задачи и организация научной, научно-технической и инновационной деятельности», «Комплексный науковедческий анализ деятельности Белорусского республиканского фонда фундаментальных исследований в 1991—2006 гг.».

Успехи центра очевидны. Существует ли специфика организации его работы, отличающая от других научно-исследовательских институтов?

— Разница, на мой взгляд, заключается в том, что наряду с большой теоретико-методологической работой, сотрудники должны были освоить методы научного анализа, позволяющие выполнять исследования в режиме «точно в срок» — по поручениям Правительства и Администрации Президента Республики Беларусь, заданиям Президиума Академии наук. Причем этот «срок», как правило, не превышает недели, но это требование современной динамики развития, которому надо соответствовать. Как решается эта задача? Прежде всего за счет высокой квалификации работников нашей структуры. В настоящее время в ней работает 25 штатных сотрудников, из них 8 — с научной степенью. Это экономисты, юристы, филологи, историки, специалисты в области технических наук и экологии. Такое разнообразие научных интересов дает возможность не только самостоятельно разрешать сложнейшие проблемы, но и привлекать в случае необходимости лучших профессионалов в той или иной области. Это одна из отличительных черт центра, который решает многие научно-аналитические задачи в тесной кооперации с другими учреждениями Академии наук путем сбора данных и мнений многих ученых и специалистов, их анализа и обобщения. Другими словами, мы используем то, что в современном менеджменте называют «сетевыми» методами организации научного производства.

У нас установлены тесные контакты с институтами экономики и социологии Академии, практически со всеми Отделениями наук, с управлениями инновационной и аналитической работы НАН Беларуси, другими подразделениями Президиума. Для координации работы центра, облегчения взаимодействия с НИИ, государственными учреждениями было создано Правление, которое возглавляет Первый заместитель Председателя Президиума НАН Беларуси академик Петр Александрович Витязь. Сегодня в состав центра входят отдел макроэкономических исследований и прогнозирования, отдел исследований и экспертизы промышленной политики, отдел правовых исследований, а также отдел информационно-инновационного развития и зарубежных связей. Средняя заработная плата — чуть больше 1 миллиона рублей в месяц, а коэффициент соотношения зарплаты руководителя и работников центра составляет 2,7. Думаю, это неплохие показатели.

— Каковы были сферы приложения результатов научных исследований центра за время его работы?

— Для республиканских органов государственного управления были разработаны  предложения по стратегии развития свободных экономических зон в Беларуси, материалы об эффективности привлечения иностранного капитала в банковский сектор, анализ последствий присоединения республики к Киотскому протоколу, оценка вклада отечественной науки в прирост ВВП, научно-аналитические материалы о макроэкономической политике нашей страны на текущий момент и перспективу, рекомендации по минимизации потерь от роста цен на энергоносители, по повышению эффективности импортозамещения и другие. Ежеквартально анализируются результаты выполнения параметров программ социально-экономического и инновационного развития Беларуси. На их основании разрабатывались аналитические материалы к докладу Главы государства на Третьем всебелорусском народном собрании и предложения в ежегодные проекты Послания Президента Национальному собранию и народу и многие другие. Результаты исследований, касающиеся эффективности научной деятельности, отражены в таких документах, как «Предложения Национальной академии наук Беларуси по совершенствованию инновационной системы Республики Беларусь»; «Комплекс мер по государственной поддержке научной сферы и совершенствованию научной, научно-технической и инновационной деятельности»; «Проект плана мероприятий по модернизации научной сферы на 2006—2010 гг.»; аналитические материалы к Первому съезду ученых Республики Беларусь. Регулярно подготавливаются аналитические материалы к сессиям Общего собрания Академии наук.

В области макро- и микроэкономики большое внимание и помощь в работе центра оказывает Председатель Президиума Национальной академии наук Мясникович М.В. Каждый из материалов по данным проблемам проходит его пристрастный профессиональный анализ, он вырабатывает концептуальные решения и формулирует конкретные предложения по насущным вопросам социально-экономического развития страны.

Востребованы ли разработки центра реальным сектором экономики?

— Нашими основными заказчиками являются Президиум НАН Беларуси и республиканские органы государственного управления. Однако разработка рекомендаций макроэкономического уровня требует глубокого понимания процессов, протекающих на уровне отраслей и предприятий. Поэтому сотрудники центра уделяют большое внимание сотрудничеству с хозяйствующими субъектами. Достаточно сказать, что в текущем году объем хоздоговорных работ по отношению к размеру бюджетного финансирования составил 74,3%. Главные направления — экспертиза и бизнес-планирование. Так, в соответствии с поручением Главы государства в отделе анализа и прогнозирования промышленной политики на регулярной основе проводится комплексная экспертиза указов и распоряжений Президента, постановлений Совета Министров Республики Беларусь, направленных на предоставление госпреференций проблемным или приоритетным отраслям и предприятиям, изучаются бизнес-планы и инвестиционные проекты, претендующие на выделение льготных кредитов, предназначенных для финансирования государственных инвестиционных и инновационных программ. В нынешнем году исследовано более 50 таких документов.

В рамках договора с концерном «Беллегпром» в 2007 г. разработана стратегия развития концерна, которая получила высокую оценку заказчика. В настоящее время в интересах Министерства торговли ведется исследование состояния оптового рынка товаров и выработка предложений по повышению эффективности торговых операций отечественных субъектов хозяйствования на внутреннем и внешних рынках. Подготовлены материалы для Государственной комплексной программы модернизации основных производственных фондов Белорусской энергетической системы, энергосбережения и увеличения доли собственных топливно-энергетических ресурсов на период 2006—2010 гг. Выполнено технико-экономическое обоснование инвестиций в проектирование и строительство интегрированной автоматизированной системы управления РУП «Гомельэнерго». Для Белорусской ассоциации международных автомобильных перевозчиков создана методика оценки и расчет экономической эффективности использования автомобилей отечественного и зарубежного производства на международных грузоперевозках. Также в целях развития логистики в нашей стране разработан комплект конкурсной документации для создания транспортно-логистического центра в СЭЗ «Минск». Этот перечень можно продолжить.

— Как вы оцениваете работу центра по углублению международного научно-технического сотрудничества и формированию единого научно-инновационного пространства в странах СНГ?

— Способствовать более интенсивному взаимодействию ученых стран СНГ призван Межакадемический совет по проблемам развития Союзного государства в составе виднейших ученых Национальной академии наук Беларуси и Российской академии наук, а также представителей Постоянного Комитета Союзного государства. Основные направления его деятельности — политико-правовые и социологические исследования, работы в области экономики и инноваций, ряда конкретных гуманитарных и технических наук, международных и глобализационных отношений. С белорусской стороны сопредседателем Совета является академик Витязь П.А., я исполняю функции ученого секретаря Совета. В ходе заседаний совета обсуждаются такие важные вопросы, как влияние на страны-участницы Союзного государства их присоединения к ВТО, современные формы экономического сотрудничества, проблемы формирования единого научно-инновационного пространства, межрегионального торгового и научно-технического взаимодействия и другие.

Руководство Союзного государства неоднократно отмечало «недостаточность фундамента, глубоких научных знаний» по актуальнейшим вопросам союзного строительства. Однако, надо признать, что в организации совместных исследований есть большие проблемы. Дальше протоколов о намерении дело, к сожалению, не идет, финансирование на российско-белорусские разработки не выделено. Научные изыскания ведутся, но по-прежнему врозь. Пока четко действует только один механизм — общие проекты, поддерживаемые фондами фундаментальных исследований Беларуси и России. Но их возможности зачастую недостаточны для проведения широкомасштабных работ, особенно мультидисциплинарного характера. Задача центра совместно с инновационным управлением РАН — разработать предложения по совершенствованию правовых и организационных условий совместных исследований. Что касается других, более традиционных форм международного научно-технического сотрудничества, то нашим центром подписаны и реализуются договоры с Московским государственным социальным университетом и с Центром исследований научно-технического потенциала и истории науки им. Г.М. Доброва НАН Украины.

Поддерживает ли руководство молодых ученых, работающих в центре?

— Средний возраст персонала — 43 года, это ниже, чем в среднем по Академии наук. Двое молодых сотрудников обучались в заочной аспирантуре БГЭУ и очной аспирантуре БГУ. Один из них  – Марушко Д.А. под научным руководством Мясниковича М.В. недавно успешно защитил кандидатскую диссертацию по проблематике становления информационной экономики в Беларуси в БГЭУ. В центре работают еще два аспиранта, и мы ждем от них такого же результата. Мы доверяем молодым ученым и руководящие должности. Например, Марушко Д.А. возглавляет отдел информационно-инновационного развития и зарубежных связей. Отделом правовых исследований руководит Щукин А.В., который одновременно является Председателем Республиканского совета молодых ученых. В этом году к нам распределились две выпускницы БГУ и БГЭУ в сфере права и международных экономических отношений. Так что кадровый потенциал у нас есть, и мы пытаемся с помощью финансовых и моральных стимулов поддержать молодежь.

— Надо полагать, что одной из приоритетных форм работы центра является сотрудничество с высшей школой – преподавание в вузах, стажировки и трудоустройство студентов, совместные НИР?

— Все эти формы я считаю чрезвычайно важными. Они достаточно активно используются во всех организациях Академии наук, но, я бы сказал, стихийно — по инициативе отдельных ученых и, как правило, как форма дополнительного заработка. В этом нет ничего плохого, но такая ситуация не всегда способствует максимально полному вовлечению академических ученых в сферу образования. Основания для такого вывода у меня появились в ходе работы над Планом реализации соглашения о сотрудничестве между Академией управления при Президенте Республики Беларусь и Академией наук. Система образования нуждается в более тесном и системном тандеме с академической элитой страны, включая такие его современные формы, как создание совместных баз данных, согласование тематики исследований и состава преподаваемых дисциплин. Особенно это касается системы переподготовки кадров.

Специалисты народного хозяйства, управленческие работники должны иметь возможность регулярно получать информацию о последних достижениях отечественной и мировой науки. С другой стороны, если привлекать ученых к чтению отдельных лекций, касающихся результатов их исследований, то они получат возможность обсудить их в аудитории потенциальных потребителей. Польза от этого будет для всех. Более детально эти и некоторые другие подходы мы собираемся проработать в рамках совместной научно-учебной лаборатории «Технологии государственного управления социально-экономическим развитием Республики Беларусь», создать которую планируем на базе НИИ теории и практики государственного управления Академии управления и нашего центра. Пока же связи с системой образования строятся традиционно. Сотрудники центра читают лекции и проводят семинарские занятия со студентами и магистрами упомянутой академии, БГЭУ, Института парламентаризма и предпринимательства, Института повышения квалификации сотрудников министерства промышленности и других вузах. Тематика курсов широка: «Конкурентные стратегии на мировом рынке», «Теория государственного управления», «Информационные системы государственного управления», «Экономическая безопасность предпринимательской деятельности», «Проверка деловой репутации потенциального партнера: методология, источники информации», «Инвестиционная политика в современных условиях» и др. Почти все научные сотрудники со степенью являются руководителями, магистерских, дипломных и курсовых проектов. Каждый год в центре проходят учебную практику студенты Академии управления при Президенте Республики Беларусь, Белорусского коммерческого института управления, других вузов страны.

 
 
 
 
 
Inner vision Мониторинг, сопровождение:
Отдел информационно-инновационного развития
Cайт разработан студией дизайна "Inner vision" (www.iv.by)
     
Официальный интернет-портал Президента Республики Беларусь  Официальный интернет-сайт Совета Министров Республики Беларусь  Официальный веб-сайт Национальной академии наук Беларуси
  Rambler's Top100 Copyright © 2006-2010 ГНУ "Центр системного анализа и стратегических исследований Национальной академии наук Беларуси"